Танцевальная терапия для детей с ДЦП

Церебральный паралич требует комплексного лечения с медицинской, логопедической и социально-психологической помощью, к которой рекомендуют добавить специальную танцевальную терапию для детей с ДЦП. Она зарекомендовала себя как эффективный и универсальный метод реабилитации. Регулярные занятия улучшают качество жизни и помогают добиться адекватного уровня социализации.
Польза танцевальной терапии для детей с ДЦП
Танец учит детей с ДЦП правильно воспринимать свое тело и помогает адаптироваться в обществе. Курс направлен на:
- коррекцию двигательных, когнитивных и коммуникативных нарушений;
- социализацию;
- развитие координации движений;
- коррекцию эмоционально-волевой сферы;
- повышение уверенности.
Разучивание танца снижает эмоциональный дискомфорт, мнительность и тревожность. Кардионагрузка отлично справляется со стрессом и негативными эмоциями. Дети становятся гораздо самостоятельнее, реагируют на аплодисменты, удерживают зрительный контакт с другими участниками.
При серьезных нарушениях опорно-двигательного аппарата ребенок может танцевать, находясь в инвалидной коляске или используя опору.
Как проводится танцевальная терапия для детей с ДЦП
Устраивают индивидуальные или групповые занятия длительностью до 1 часа. Их проводят инклюзивные студии, центры реабилитации и помощи пациентам с церебральным параличом. Терапевтическую программу разрабатывает танцевальный терапевт — врач-невролог, психолог, инструктор ЛФК или хореограф, прошедшие профессиональную переподготовку по соответствующей специальности.
50% времени в курсе для детей с ДЦП отводят на танец, подразумевающий глубокую работу на телесном уровне. Терапевт во время сессии налаживает с ребенком контакт и учит движениям, которые помогают корректировать разные проблемы. Первые занятия посвящены доверию, умению слушать и слышать мелодию. Затем переходят к разучиванию движений.
Во время урока детям приходится координировать свои движения под музыкальный ритм, что способствует работе двигательных центров. Занятия проводятся на регулярной основе не реже 1 раза в неделю. В уроке физическую нагрузку чередуют с пассивной деятельностью для отдыха. В рамках танцевально-терапевтической программы могут устраивать спектакли и отчетные концерты для родителей.

Сложности в танцевальной терапии для детей с ДЦП, к которым нужно быть готовым
Первые занятия — стресс для ребенка. Он боится всего незнакомого и неохотно идет на контакт. Больше всего пугаются дети, которые начали посещать танцевальную терапию в подростковом возрасте или уже долгое время были прикованы к коляске. Дорога от дома к месту занятий становится испытанием: массовое скопление людей, активное движение транспорта, незнакомые лица.
Во время занятий ребята иногда не справляются с отрицательными эмоциями. Если что-то не выходит, проявляется их излишняя возбудимость, раздражительность и плаксивость. Терапевт должен знать, как найти подход и завоевать доверие, чтобы не было резкой смены настроения.
Эффективность танцевальной терапии при ДЦП
Терапию для детей с ДЦП практикуют с середины XX века в США, Канаде, Австралии и Европе. В 90-е годы о ней узнали в России. Занятия не предполагают танца в общепринятом представлении. Специалист применяет трансовые техники движения и танцевальные техники работы с мышечными зажимами. Терапия способствует физическому развитию и психоэмоциональному становлению. У детей с ДЦП формируется образ тела, улучшается моторика, самоконтроль, координация движений. В будущем им становится легче учиться чему-то новому и не терять веры в собственные силы.